Главная | Регистрация | Вход | RSSСр, 27.11.2024, 23:40

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная             школа №336

Меню сайта
Категории раздела
Поздравления [6]
Поздравления
Полезная информация [2]
Объявления [48]
Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0
Форма входа

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА. Музей как феномен культуры и средство образования. Часть 2.

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА

Музей-лаборатория ГБОУ СОШ №336 города Москвы

«Русская национальная традиция»

«Музей как феномен культуры и средство образования»

Уланова Людмила Сергеевна

учитель истории и обществознания,

руководитель музея- лаборатории

 2012г.


Часть 2


СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЕЯ-ЛАБОРАТОРИИ

«РУССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ»

 

Цель деятельности музея-лаборатории

      Создание современного учебного музея-лаборатории как образовательного и социокультурного центра. Основная цель проекта – осуществление образовательной деятельности, исследований, разработка научных методов, средств, форм воспитания молодёжи, обмен информацией, учебными материалами.

      Приоритетные направления: охрана всемирного культурного и исторического наследия, эстетическое и патриотическое воспитание.

      Задачи:

1.              Повышение статуса музея.

2.              Внедрение новых принципов и технологий музейной деятельности на основе средового подхода.

3.              Формирование нового имиджа как современного музея, ориентированного на потребности учащихся, центра музейного дела района, информационного центра, обеспечение общественной поддержки реализации концепции.

4.              Музеефикация и комплексное освоение музеем памятников материальной культуры, содействие исследовательским, проектным и реставрационным работам по памятникам, вовлечённым в деятельность музея и на территории района.

5.              Создание системы основных экспозиций музея, новых программ, адресованных учащимся, современной инфраструктуры.

6.              Содействие формированию и развитию сети школьных музеев района и повышению качества музейного продукта в районе.

7.              Создание современной инфраструктуры безопасности и хранения фондов музея.

8.              Создание условий для профессиональной подготовки кадров музея.

 

Механизмы реализации

- Совершенствование нормативно-правовой базы деятельности музея.

- Освоение методов программно-целевого подхода, проектирования, моделирования деятельности музея в контексте изменений социально-культурной и образовательной среды города и района.

- Активное использование в музейной деятельности технологий социального маркетинга и развития связей с общественностью, информационных технологий.

-  Сотрудничество с другими школьными музеями, музейными центрами г. Москвы и другими культурными и образовательными институтами; участие в образовательных и культурных проектах.

- Укрепление материально-технической базы музея, финансирование музея из муниципального бюджета и внебюджетных источников.

Ожидаемые результаты

      Создание школьного музея-лаборатории «Русская национальная традиция» как:

·         Государственного учреждения, обеспечивающего развитие музейного дела в контексте дополнительных образовательных услуг;

·         Музея универсального профиля с новыми принципами деятельности;

·         Социокультурного и образовательного центра;

·         Центра содействия развитию местных культурных сообществ;

·         Информационно-ресурсного центра школьных музеев;

·         Центра обучения учащихся народным обычаям, традициям, художественным промыслам с использованием экспонатов музея.


                                                                                                                                     МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА

      Переходя от теории к практике школьного музейного строительства нельзя не отметить, что в последнее время многие российские педагоги и психологи стали признавать важность дополнительного образования детей, в котором не маловажную роль призваны сыграть, в том числе, и профильные школьные музеи.

      Дополнительное образование – неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов и предполагает свободный выбор учеником форм и видов деятельности, развитие его познавательной мотивации и творческих способностей, ведущих к социальной и культурной самореализации и самовоспитанию. Большим преимуществом дополнительного образования является то, что оно позволяет строить образовательный процесс с учётом уникальности и неповторимости каждого ученика, даёт возможность выявлять индивидуальные интересы и удовлетворять их в творческой деятельности, осуществлять свободный выбор образовательной области, профиля программы, создавать ситуацию успеха для каждого ребёнка.

      Нельзя представить эстетическую культуру ученика целостной, если эстетическая деятельность ему не доступна; нельзя развить творческие способности учащегося, если не обеспечить его включённость в социально значимую деятельность. Поэтому сегодня в школах, наравне с обязательными дисциплинами, появляются самые разные предметы, связанные с историей искусства и литературы: мировая художественная культура, мифология, фольклор, этнография, художественная литература, музыкальная литература, ритмика, хореография, т.е. вводится дополнительное этнокультурное и художественное образование, а базой для реализации такого образования становятся школьные музеи художественной и этнографической направленности.

      Наш школьный музей-лаборатория «Русская национальная традиция» изначально был ориентирован на расширение сферы дополнительного образования в области этнокультуры и декоративно-прикладного искусства, как её составной части.

      Для того чтобы максимально использовать образовательные и воспитательные возможности музея, возникла необходимость теоретического и научно-методического обоснования этого направления деятельности посредством разработки специальной музейной технологии с применением основных положений музейной педагогики.

      Музейная педагогика – смежная научная дисциплина, исследующая музейные формы коммуникации, характер использования музейных средств в передаче и восприятии информации с точки зрения педагогики.

      Предметом музейной педагогики являются проблемы, связанные с содержанием, методами и формами педагогического воздействия музея, с особенностями этого воздействия на различные категории детей, а также определение места музея в системе учреждений культуры и образования округа и города.

      Особое внимание музейная педагогика уделяет организации музейно-педагогических мероприятий в школьных музеях. С учётом требований педагогики и психологии детства и отрочества в практику внедряются всё новые и новые формы и методы общения с детской категорией посетителей музеев. Они направлены на развитие способностей к самостоятельным суждениям и оценкам, имеют целью возбудить интерес к музею, приобщить к музейной культуре, а в музеях художественной направленности – помочь раскрыть, а при наличии музейных кружков, и развить творческие способности детей.

      В круг вопросов, разрабатываемых музейной педагогикой, входит методика и практика организации и планирования воспитательной и образовательной деятельности. Весь комплекс педагогических задач осуществляется научными сотрудниками – музейными педагогами (методисты, экскурсоводы, социологи, руководители кружков и клубов и др.).

      Музейные педагоги должны организовать музейное пространство таким образом, чтобы оно органично слилось с учебным пространством школы: 

1.              приблизить к ребёнку среду обитания его предков и проиллюстрировать его представления о жизни и быте русского крестьянина, полученные им из сказок и школьного курса истории;

2.              организовать экспозиционное пространство таким образом, чтобы оно позволяло развивать эстетические и образные представления ребёнка о том, каким должен быть дом и с точки зрения функциональности его помещений, и как средство защиты его жизни от окружающего мира, и как места, где он может реализовывать свои творческие планы, украшая жилище своими руками;

3.              вписать экспонаты музея в жилую среду, показав их не только функциональные качества, но и отобразив их эстетическую и художественную ценность в соответствии с их назначением;

4.              превратить музейное пространство в игровое поле (учитывая возраст посетителей), разместив по всей экспозиции интерактивные элементы показа. Дать возможность посетителям поиграть в игры крестьянских детей (детский кут), сыграть на старинных народных музыкальных инструментах (дудочки, свистульки, рожки, трещотки, балалайка, гармонь и т.д.), девочки могут попробовать себя как будущие хозяйки (поработать за прялкой, перепеленать и покачать «ребёнка» в люльке, накрыть стол для гостей, пройтись с коромыслом, растолочь зерно в ступе и т.д.), а в завершении экскурсии посидеть всем вместе за столом и попить чай с баранками и пряниками;

5.              использовать экспозиции музея в образовательной и воспитательной работе школы и города.

1. Выставочная деятельность музея.

а) организация музейных выставок.

      Большое место в музейной работе занимает организация регулярно сменяемых выставок, и, прежде всего,  тематических выставок предметов быта и декоративно-прикладного искусства. Здесь поле деятельности огромно. Можно выставлять изделия народных промыслов и ремёсел, что обычно и делается в школах, для того, чтобы как можно лучше познакомить учащихся с разными видами  практической и художественной деятельности народа, а также помочь школьникам в профессиональной ориентации.

      Можно проводить выставки музейных коллекций по отдельным видам экспонируемых предметов и изделий декоративно-прикладного искусства. Например: самоваров, утюгов, бондарных изделий, гончарных изделий, расписной посуды, костюмов, вышивки, платков т.д. При этом у школьников формируется более полное представление о том или ином виде предметной среды человека, что даёт ему возможность лучше постичь историческую, художественную, эстетическую и практическую ценность выставляемых экспонатов.  

      Большой интерес вызывают выставки, включающие в экспозицию разные по назначению экспонаты, но объединенные одной темой, например: «Рукоделье крестьянки», «Посуда русского застолья», «Убранство русской горницы», «Орудия сельскохозяйственного труда», «Досуг крестьянской семьи» и т.д. Этот вид тематических выставок даёт более полное представление не только о том, какие вещи, предметы, орудия труда окружали человека в прошлом, но и как они влияли на их жизненный уклад, определяя различные виды хозяйственной и семейной деятельности. Такие выставки успешно используются в проведении уроков по истории, МХК, ИЗО, литературе, труду и окружающему миру.

б) организация выставок детских работ в традициях национальной культуры.

     На базе школьного музея должны регулярно проводиться выставки детских работ, созданных ими в кружках в традициях национальной культуры (резьба по дереву, изделия из глины, вышивка, кружевоплетение, национальные костюмы, куклы, детские игрушки и т.п.). Организация таких выставок является самым важным звеном в эстетическом, художественном и практическом воспитании подрастающего поколения.

      Ничто так не привлекает и не увлекает ребёнка, как самостоятельная творческая деятельность и творческая деятельность других людей. Наблюдая за творческим процессом или участвуя в нём, затрачивая большие эмоциональные и физические силы, школьник начинает осознавать всю значимость того, что он или другие делают. И как творцу ему хочется, чтобы окружающие  люди оценили его усилия, признали его способности и талант. Поэтому очень важно систематически организовывать показ  и оценку творческой деятельности школьников.

      Если располагать предметы и изделия в специально выделенном выставочном пространстве, то зритель сможет оценить только художественные достоинства предмета, не поняв до конца его утилитарного назначения. Поэтому, как показывает опыт, разумнее выставки работ учащихся «вписывать» в музейные экспозиции, т.е. размещать эти предметы и вещи среди экспонатов музея, снабдив их соответствующими этикетками, или даже на время заменять ими подлинные предметы декоративно-прикладного искусства. Такого рода выставка работ учащихся повысит ценность выставляемого предмета с точки зрения его художественной и практической направленности, а также послужит стимулом для дальнейшего творческого роста ученика.

      Выставка ученических работ – это не просто отчёт о проделанной кружками работе. Это, прежде всего, показатель  мастерства каждого исполнителя. Решение о том, какие изделия будут представлены на выставке в экспозиции или на специальных стендах, принимает художественный совет музея. Художественную ценность выставляемого предмета определяет экспертная комиссия. Такой порядок представления работ на выставку заставляет учеников серьёзно относиться к качеству выполняемой работы и воспитывает чувство ответственности за результат своей деятельности.

      Для ребят всегда очень важен факт оценки их деятельности, в том числе и творческой, поэтому Совет музея должен предусмотреть различные виды поощрения наиболее талантливых участников выставок и смотров. Это могут быть почётные грамоты, дипломы, памятные подарки и т.д.

      Выставочная работа музея не должна замыкаться в рамках школы. Необходимо найти возможность показа лучших произведений учащихся на окружных, городских и республиканских смотрах, выставках и семинарах по декоративно-прикладному искусству. Участие школьного музея в подобных мероприятиях поможет его участникам окончательно определиться в выбранной области творческой деятельности, сравнить свой уровень мастерства  с уровнем мастерства других участников, а также самостоятельно определить направление дальнейшего творческого развития.

      Как показывает практика, при правильной постановке выставочной работы в школе наблюдается постоянный рост творческой инициативы и мастерства у подавляющего большинства школьников, занимающихся в кружках декоративно-прикладного искусства.  

2. Экскурсионная работа.

      Одним из главных видов музейной деятельности является экскурсионная работа. Поскольку сертифицированный школьный музей является государственным музеем, то он в соответствии со своим назначением должен вести постоянную экскурсионную  работу по пропаганде художественных ценностей, находящихся в музейных экспозициях.

      Экскурсионная работа является мощным инструментом воспитания у посетителей музейной культуры. Приобщение к музейной культуре означает и понимание «музейного языка», особенностей музейной формы общения, умение ориентироваться в музее, выбрать то, что может обогатить духовно, помочь в практической деятельности и просто развлечь. 

      Специфика экскурсий музея «Русская национальная традиция» заключается в том, что они направлены, прежде всего, на то, чтобы вызвать у школьников уважение к памятникам истории и культуры, к труду человека, создававшего их, способствовать осознанию их общественного значения, эстетической и культурной ценности, необходимости сохранить их для будущих поколений. 

      Информативная сторона экскурсий в музее является вторичной - свойства и назначение многих вещей и предметов посетителям хорошо знакомы, т.к. они их окружают в повседневной жизни, поэтому главный упор при проведении экскурсий делается на исторические  и художественно-эстетические стороны музейных объектов.

      Экскурсионная работа неразрывно связана со всеми другими направлениями деятельности музея, является одной из форм массовой работы, активно содействует организации культурного досуга детей и решению образовательно-воспитательных задач школы.

      Экскурсией называется коллективный осмотр музея, проводимый по намеченной теме и специальному маршруту под руководством специалиста экскурсовода в образовательных и воспитательных целях. Это определение включает в себя две взаимодействующие стороны – группу людей, пришедших для осмотра музея, и экскурсовода, осуществляющего показ музейной экспозиции.

      Экскурсия – это вид научно-педагогического труда, который состоит в разработке и осуществлении системы показа экспонатов музея. Разрабатываемые музейными педагогами экскурсии различаются по характеру тематики, по целевому назначению, варьируются в зависимости от состава группы, от её пожеланий и приобщённости к музейной культуре. Все экскурсии строятся на единой методической основе, на основе экскурсионного метода.

      Характерная черта экскурсионного метода – активизация психологических процессов под воздействием воспринимаемой информации. Коллективность просмотра, единство цели, возможность обмена мнениями, общность переживаний обогащают участника экскурсии, создают повышенный эмоциональный настрой. Подлинность и достоверность демонстрируемых предметов определяет творческое  восприятие их зрителем, приобщая их к культурному наследию прошлого.

      Ещё одной чертой экскурсионного метода является непосредственное общение экскурсовода с группой, пришедшей для осмотра музея. В процессе этого общения (экскурсии) осуществляются образовательные и воспитательные задачи музея.

      В основе экскурсионного метода лежит зрительное восприятие, живое созерцание музейного объекта, непосредственное его наблюдение. Главная задача экскурсовода – научить посетителя «видеть», т.е. рассматривая экспозицию в целом и её отдельные элементы, получить заложенную в них информацию.

      Зрительское восприятие во время экскурсии усиливается моторным восприятием – передвижением по определённому маршруту, осмотром объектов с разных сторон, на разном расстоянии.

      Осмотр экспозиции сопровождается словесным комментарием, который даёт зрителю полную информацию о предмете, его легенду.

      Освоение экскурсионного метода – обязательное требование к музейному педагогу, проводящему экскурсии. Музейный педагог, экскурсовод должен иметь достаточно серьёзную подготовку - знать основы педагогики (общей и специальной, для средней школы), психологии, разбираться в музееведческих проблемах. Кроме того, экскурсовод – популяризатор и пропагандист идей, заложенных в экспозиции. Он всесторонне разрабатывает тему экспозиции, изучает её содержание, подбирает к ней методические и дидактические приёмы.

      Экскурсия – совместная работа экскурсовода и группы посетителей. Их взаимодействие – обязательное условие для повышения эффективности экскурсии. В процессе экскурсии экскурсовод должен постоянно учитывать уровень внимания и интереса группы (в целом и отдельных её членов) к теме экскурсии. В соответствии с этим варьируются содержание и приёмы проведения экскурсии.

      Особое внимание необходимо уделять воспитанию культуры речи экскурсовода. Он должен обладать хорошей дикцией, грамматически правильной, выразительной, уметь варьировать её темп, использовать паузы. Артистичность (мимика, жесты) - ещё одно качество необходимое экскурсоводу, т.к. ему приходиться не только показывать музейные объекты, но и изображать некоторые ситуации их бытования. Например, прясть на прялке, нести воду на коромысле и т.д. 

      Экскурсия – большая физическая нагрузка. Экскурсоводу необходимо хорошее зрение, выносливость, специальные занятия по постановке голоса. Немаловажное  значение имеет также культура поведения и внешний вид экскурсовода.

      В школьном музее экскурсии могут проводить и старшеклассники, обученные экскурсионному методу. Как показала практика, экскурсии, проводимые старшеклассниками, вызывают у школьников больший интерес, чем экскурсии, проводимые музейными педагогами, т.к. нет возрастных различий и они больше сопереживают своим сверстникам. При этом экскурсоводы-старшеклассники способны владеть вниманием аудитории и поддерживать интерес  к теме на протяжении всей экскурсии.         

      Экскурсии, проводимые музеем, разнообразны в зависимости от целенаправленности, выбора объектов и приёмов показа. В школьных музеях чаще всего проводятся научно-просветительные и учебные экскурсии.

      Научно-просветительные (общеобразовательные) экскурсии предназначены для культурного развития школьников и являются одной из форм организации культурного досуга. Они могут быть и обзорными, и сквозными, и узкотематическими.

      Учебные экскурсии проводятся в школьном музее в соответствии с учебными программами с целью углубления и систематизации пройденного материала или для проработки нового материала. Такие экскурсии требуют основательного знакомства с программами, учебниками и учебными пособиями.

      Особый вид подобных экскурсий – экскурсия-урок. Он проходит в экспозиционном зале обычно под руководством учителя, который использует экскурсионную методику в сочетании с приёмами, свойственными школьному уроку (опрос, повторение и т.д.). Консультантами и помощниками здесь неизменно выступают музейные педагоги.

      К учебным относятся и методические экскурсии. Они нужны музейным работникам для повышения квалификации, педагогам, проводящим экскурсии в музее по своему предмету, экскурсоводам-старшеклассникам, изучающим музееведение. Музейный педагог, проводя методические экскурсии, показывает, как можно максимально использовать музейные экспозиции в учебном процессе, обучает самостоятельному проведению экскурсий и другим работам на основе экспозиций музея.


Часть 3.

Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Архив записей

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz