учащихся начальной школы
Практическое руководство для психологов и педагогов
Халапова Л.Д. педагог-психолог ГОУ СОШ № 336
Часть 2.
2.3.2 упражнения на тренировку воображения и восприятия
- «что было бы, если бы...»
найти возможные решения фантастических ситуаций:
-если каждый человек с рождения приобретает свойство читать мысли другого, как изменится жизнь на земле...
-если бы все люди вдруг потеряли дар речи, то...
-если бы вдруг исчезла сила притяжения на земле, то есть все предметы и существа полностью потеряли бы свой вес, то...
- загадывание предмета с помощью пары других
напр. змея (горная дорога - кожаное портмоне)
ручей – мышь
веревка – ветер
- отгадывание предмета по паре других
напр. дерево и ливень (фонтан)
- поиск ассоциаций: за ограниченное время выписать как можно больше ассоциаций, которые вызывает фраза: «самолет взлетает, пристегните ремни»
- смешивание признаков разных предметов
совмещать признаки непохожих друг на друга и далеких по смыслу предметов, напр. кузнечик (трамвай, река)
- добавление к предмету новых функций: комбинирование признаков
различных предметов
напр. диван (какие новые функции он мог бы выполнять, если
несколько изменить его конструкцию?)
- написать статью под необычным заголовком
летающий крокодил, съедобные камни, черный снег
- формулирование вопроса по двум заданным словам
газета и верблюд
напр. сколько верблюдов можно завернуть в одну газету?
почему ты читая газету, сутулишься как верблюд?
- последовательное превращение предметов
напр. столб-нора (найти несколько способов поэтапного
превращения первого предмета во второй)
- образ объекта с несуществующим названием
напр. карбограмм, хрюнит, клевеолог, брамперс
- дорисовать 20 кругов, чтоб получились разные предметы
- бег ассоциаций
(задается стимульное слово, добежать до 5-го или 7 и назад)
- ассоциативная цепочка (напр. заяц-гвоздь)
- «пятна Роршаха» найти образы. Кто, что видит? найти и обвести предлагаемую фигуру (стимульный материал подготовить самостоятельно)
- необычные вопросы о предмете, напр. о цветке
«правда ли, что при рождении каждого человека обязательно где- то распускается цветок?»
«почему цветок не может взлететь на своих лепестках?»
- окончание предложений: варианты окончаний
«Вернувшись домой я решил первым делом помыть руки. Открыл кран, и тут вдруг...»
2.4. Психокоррекция личностных свойств посредством драматизации
Целью театрального действа является вовлечение ребенка в самую разнообразную деятельность.
«Драма непосредственно связана с игрой, с этим корнем всякого детского творчества и поэтому содержит в себе элементы самых различных видов творчества: словесного (инсценировка), изобразительного (изготовление декораций), технического (изготовление костюмов, бутафории и т.д.)» (Л.С.Выготский)
Для достижения оптимальных результатов в психокоррекционной работе театра необходим особый микроклимат, где ребенок как бы погружается в систему «здоровых отношений» и осознанно или неосознанно начинает их перенимать.
Здесь возможна коррекция свойств личности, в частности, снятие таких симптомокомплексов, как застенчивость, тревожность, замкнутость, страх, недоверие к себе, агрессия. Как пишет Я. Морено, впервые заметивший и применивший психокоррекционную возможность искусства, «театр может быть мощным средством выражения эмоций», помогающим осмыслить, пережить и изжить субъективные конфликты и выйти на новый уровень межличностных отношений, поскольку театральная деятельность увлекает, раскрепощает, давая ощущение свободы, и в тоже время создает разнообразные ситуации в оценке себя и окружающих, в которых негативные стороны личности проявляются с полнотой и наглядностью, что в свою очередь делает их доступными со стороны работы психолога. Важным аспектом в работе театральной студии (кружка) является выбор репертуара. Если содержание пьесы, постановки отражает проблемы и вопросы, волнующие подростка (любовь, дружба, смерть, смысл жизни и т.д.), учитывая его возрастные особенности, то работа над ролью становится настолько увлекательной и интересной, что в процессе «вживания» происходят значимые изменения в эмоциональной сфере, в системе межличностных отношений, меняются установки, раскрываются способности творческого подхода в разрешению проблемных ситуаций в обыденной жизни. Выбор же ролей обусловлен личностными свойствами каждого и необходимостью коррекции в достаточно широком диапазоне: от некрасивых привычек до глубин конфликта.
Психологическая коррекция межличностных отношений школьников в театральной деятельности строится на комплексной основе и результатом такой работы является:
- восстановление системы межличностных отношений
- нормализация эмоциональной сферы
- рост интеллектуального потенциала
- формирование творческой активности
Таким образом, психокоррекционный театр обладает новизной в многоплановости использования его возможностей и как формы коллективной деятельности, и как психодрамы, и как фактора эстетического воспитания.
Продолжение читайте далее в части № 3.