МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА
Музей-лаборатория ГБОУ СОШ №336 города Москвы
«Русская национальная традиция»
«Музей как феномен культуры и средство образования»
Уланова Людмила Сергеевна
учитель истории и обществознания,
руководитель музея- лаборатории
2012г.
Часть 1
1. Содержание экспозиций..............................3
2. Направления работы музея-лаборатории...............5
3. Стратегия развития музея-лаборатории «Русская
национальная традиция..............................10
4. Музейная педагогика ...............................12
1) Выставочная деятельность музея ...............14
2) Экскурсионная работа..........................17
4) Кружковая и клубная работа....................25
5) Мастер-классы.................................29
6) Музейные олимпиады и конкурсы.................30
7) Лекции и тематические вечера .................30
8) Научно-просветительные и массовые мероприятия
музея ........................................31
СОДЕРЖАНИЕ ЭКСПОЗИЦИЙ
Современная парадигма образования считает своей главной целью формирование разносторонне развитой, творческой личности, способной реализовать свой потенциал в динамичных социально-экономических условиях как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества. Главное состоит не только и не столько в том, чтобы передать подрастающему поколению сумму основополагающих знаний и навыков, сколько привить им любовь к образованию, научить методике и системе обучения, приобретения, хранения и оптимального использования новых знаний.
Музей в этом смысле - прекрасное средство решения этой задачи, т.к. является не только посредником между прошлой и будущей жизнью, но и проводником истинной культуры и достижений человечества. Кроме того, музейная деятельность, как показывает практика, облегчает переход от педагогики знаний, умений и навыков к педагогике развития, создаёт условия для самореализации личности.
Музей «Русская национальная традиция» открытый в мае 2005 года, стал очень важным звеном в системе дополнительного образования нашей школы и уже два года успешно решает проблему приобщения подрастающего поколения к отечественной истории и культуре в самом широком смысле этого слова.
В экспозициях музея главным образом отображён уклад жизни крестьян и населения небольших провинциальных городов, сохранивших связь с сельской местностью. Это обусловлено тем, что в России Х1Х – первой четверти ХХ века именно крестьянство было носителем традиционных форм культуры и быта.
Экспозиция «Мир русского дома» представлена в музее через воспроизведение внутреннего интерьера крестьянской избы и вещей, которыми люди пользовались в своей повседневной практике. Для достижения исторической достоверности в передаче атмосферы жизни наших предков в экспозиции размещены подлинные предметы старины, изделия народных промыслов, произведения декоративно-прикладного искусства.
Вся экспозиция состоит из нескольких частей, которые соответствуют традиционному делению избы на пространства по назначению.
1 – красный угол (святой) с божницей и столом. Здесь устраивали семейные трапезы, принимали гостей, читали вслух молитвенники, проводили семейные обряды.
2 – печной угол или бабий угол (по диагонали от красного угла). Здесь женщины готовили еду, мыли посуду, стирали.
3 – детская и женская половина. Она располагалась от печи до окон и вдоль стены с окнами. В этой части избы обычно играли дети (оформлен детский уголок за печкой), а женщины занимались прядением, ткачеством, шитьём одежды и т.п.
4 – мужская половина избы. Это стена с лавкой от входа в избу до печного угла, где мужчины работали (изготавливали и ремонтировали различную утварь и орудия труда) и передний угол (от дверей до окон), где они отдыхали днём.
В силу многофункциональности музейного помещения отобразить места для сна не представляется возможным (кроме печи и голбца).
5 – информационная стена (справа от входа). Здесь располагаются напольные витрины, информационные стенды, «Народный календарь» и вертушка с этнографическими материалами. В витринах экспонируются наиболее ценные экспонаты музея (древние иконы, денежные знаки, фотографии, украшения и т.п.).
6 – в центре избы расставлены деревянные столы и скамейки для приёма гостей, работы кружков, лектория и факультативов.
Интерактивные элементы экспозиции: люлька с «младенцем» и различные игрушки в детском углу; женщина с коромыслом (манекен); женщина прядущая пряжу (манекен); кудахтающая курица с цыплятами под печкой (игрушка); играющей на балалайке старик (манекен), музыкальные инструменты (дудочки, свистульки, трещотки, гармошка и т.д.), сидящие на лавке домовой и кот (игрушки); самовары с баранками (угощение посетителей).
Вторая экспозиция «Русский женский губернский костюм» включает в себя коллекцию женских губернских костюмов середины Х1Х века подлинных и сшитых ученицами школы по музейным образцам. Костюмы демонстрируются на манекенах и при помощи конструктивных дополнений создают женские образы жительниц разных губерний России. Эта экспозиция размещена по всему периметру выставочного зала и органически переплетается с предметной средой.
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ МУЗЕЯ-ЛАБОРАТОРИИ
Цель
Деятельность музея по сбору, сохранению и использованию историко-культурного и художественного наследия нашего народа в учебно-воспитательном процессе школы.
Задачи:
· воспитывать у учащихся гражданско-патриотические качества;
· способствовать сохранению народных обычаев и традиций через праздники, обряды, народное творчество, искусство;
· познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, домашней утварью, национальными блюдами;
· прививать интерес к духовной культуре разных народов (толерантность), расширять и укреплять культурные связи между субъектами ВФ и странами СНГ;
· формировать общечеловеческие, нравственные качества, правила общения между людьми;
· воспитывать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки и способную ориентироваться в современном мире;
· развивать творческие способности детей, научить разным доступным детям ремёслам;
· дать возможность детям самим познавать и исследовать прошлое и анализировать настоящее, способствовать развитию навыков поисковой и научно-исследовательской деятельности;
· распространять знания, полученные в результате поисково-исследовательской работы среди учителей, учащихся, родителей;
· налаживать сотрудничество с мастерами декоративно-прикладного искусства, народными промыслами края, творческими мастерскими, музеями декоративно-прикладного искусства, архивами, библиотеками, фольклорными коллективами и т.д.;
· приобщать родителей к музейной деятельности.
Содержание работы:
1. Поисково-краеведческая работа.
- Сбор предметов старинного быта, одежды, изделий связанных с народным творчеством, ремёслами, документов, фотографий.
- Изготовление стендов, стеллажей, витрин, макетов предметов домашнего обихода, различных видов народной одежды, плакатов, схем.
2. Научно-исследовательская и воспитательно-пропагандистская деятельность.
- Запись информации, связанной с историей создания или средой бытования различных предметов и произведений декоративно-прикладного искусства, описание одежды, обуви, орудий труда и других предметов, составляющих экспозицию музея, составление тематических картотек.
- Организация экспедиций по субъектам РФ с целью пополнения экспозиции музея старинными вещами и предметами быта.
- Пополнение фондов музея: фонд подлинных предметов декоративно-прикладного искусства и ремесла, фонд предметов детского творчества, систематизация и сохранение их.
- Сбор необходимых материалов по декоративно-прикладному
искусству и народным промыслам, изучение научной литературы и
других источников по данному вопросу.
- Собирание произведений фольклора: народных песен, частушек, пословиц, поговорок, сказок, загадок.
- Запись народных праздников, обычаев, обрядов, суеверий.
- Использование памятников материальной и духовной культуры в
образовательно-воспитательном процессе.
– Создание при музее кружков и лекториев по изучению декоративно-прикладного искусства, традиций и обычаев русского народа.
- Проведение экскурсий, бесед, выставок, мастер-классов - и т.п.
- Подготовка и проведение праздников русской национальной
традиции.
- Встречи с краеведами, интересными людьми города и района, мастерами народных промыслов и декоративно-прикладного искусства с целью обмена опытом.
- Творческие отчёты.
- Продолжение издательской деятельности – публикация сценариев
и методик подготовки и проведения праздников русской
национальной традиции в средней школе;
- Проведение просветительской работы в округе – семинары,
круглые столы, обмен опытом со школьными музеями города.
3. Творчество учащихся, ремесло.
- Привлечение детей к оборудованию музея.
- Изготовление поделок из дерева, глины, соломы, ниток, изготовление образцов разнообразной одежды прошлых веков, роспись по дереву, ткани, изготовление народных игрушек (кукол).
- Проведение выставок, ярмарок с демонстрацией музейных экспонатов и творческих работ детей.
4. Методическая, консультативная работа.
- Семинары, методические консультации для учителей школы и округа по этнографии, декоративно-прикладному искусству и детскому творчеству.
- Индивидуальные консультации по проведению мероприятий по РНТ на базе школьного музея.
- Сбор библиотеки по народной культуре, обычаям, традициям, декоративно-прикладному искусству и народным промыслам, использование её в работе с учениками и учителями.
- Сотрудничество с музеями ДПИ и архивами.
5. Образовательно-воспитательная работа.
- Развитие познавательных интересов и творческих способностей.
- Участие в поисково-исследовательской деятельности (сбор экспонатов, запись истории создания и среды бытования экспонатов музея, составление картотек, творческие работы, экспедиции в деревни и на промыслы, участие в семинарах, научных конференциях).
- Профориентация на творческие профессии, связанные с этнографией, народными промыслами и декоративным искусством.
6. Работа с фондами.
- Заполнение инвентарной книги.
- Составление картотек на музейные предметы.
- Исследование и описание каждого предмета.
- Порядок обработки поступающих художественных памятников и творческих работ учащихся.
7. Требования к оформлению музея:
- доступность;
- ассоциативность;
- наглядность;
- рациональность использования площади;
- интерактивность музейного пространства.
8. Проектируемые результаты работы музея-лаборатории:
- ежегодное пополнение фонда лучшими творческими работами детей и предметами, найденными и подаренными музею;
- проведение выставок новых поступлений;
- участие в профильных выставках и конкурсах района, округа и города;
- отчёт о проведении экскурсий, праздников русской национальной традиции, семинаров, мастер-классов и других примузейных мероприятий;
9. Аспекты развития музея:
подготовительный
- Аналитико-диагностическая деятельность музея.
- Изучение учебных программ школьных предметов с целью их адаптации к музейной практике.
- Поиск и коррекция форм и методов работы музея-лаборатории применительно к разным возрастным группам школьников.
- Изучение и усвоение учителями школы основ музейной педагогики.
- Определение стратегии и тактики деятельности музея-лаборатории.
практический
- Апробация и использование в учебно-воспитательном процессе музейных приёмов, методов и технологий с целью развития творческих способностей детей.
- Включить ребёнка в активную творческую деятельность, позволяющую интегрировать и применять на практике знания, полученные при изучении не только предметов школьного курса, но и дополнительного образования на базе музейной педагогики.
обобщающий
· Обработка и интерпретация данных.
· Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами.
· Определение перспектив и путей дальнейшего развития музея-лаборатории.
Продолжение читайте далее в части № 2.