учащихся начальной школы
Практическое руководство для психологов и педагогов
Халапова Л.Д. педагог-психолог ГОУ СОШ № 336
Часть 1.
Методическая разработка предназначена для психологов и педагогов, занимающихся проблемами детского творчества и развитием общих и специальных способностей. Может быть использована в комплексе коррекционно-развивающих программ для учащихся начальной школы средних общеобразовательных учреждений.
Введение
Задача развития способностей у детей обусловлена требованиями всестороннего развития личности.
Развитие способностей возможно лишь путем специального обучения. Способности включают в себя такие психические свойства личности, которые в огромной мере зависят от знаний, умений, навыков. И чем раньше они обнаружены, тем больше возможностей для их развития. Способности не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития.
Источником развития и формирования способностей является деятельность. Успешность ее выполнения зависит не от какой-либо одной, а от сочетания различных способностей.
Детское творчество включает в себя различные формы, позволяющие ребенку определить свои склонности и тем самым выявить способности к таким видам деятельности, как изобразительное творчество, словесное и литературное творчество, театральное творчество или драматизация.
Детское творчество может стимулироваться и направляться извне.
Психологи установили целый ряд приемов, служащих одной цели - экспериментально вызвать творческую реакцию ребенка. Для этого даются определенные задания или темы, предлагается ряд впечатлений: музыкальных, живописных, чтобы вызвать у детей желание творить.
Цель работы состоит в психологическом сопровождении образовательного пространства на основе развития познавательных процессов, творческих способностей, коррекции личностных свойств, способствующих самореализации личности учащихся.
Задачи:
1. Поэтапное развитие познавательных процессов: воображения, восприятия, мышления, речи с постепенным привлечением детей к изобразительному, словесно-литературному, техническому, театральному творчеству.
2. Коррекция личностных свойств, снятие симптомокомплексов, развитие волевой и мотивационной сфер посредством драматизации.
Этапы реализации поставленных задач:
1.психодиагностика личностных свойств учащегося
2. диагностика общих и творческих способностей
3. включение в программу дополнительного образования комплекса специальных упражнений и игр, направленных на развитие воображения, восприятия, мышления, речи.
4. психокоррекция личностных свойств посредством драматизации, т.е. вовлечение учащегося с наличием симптомокомплексов в театральную деятельность.
Часть 1. Развитие творческих способностей в общеобразовательной школе
Большинство учебных программ отечественной школы делают упор на развитие конвергентного, а не дивергентного (продуктивного) мышления, что скорее «сужает мыслительное поле, а не расширяет его» (5). Соответственно и уровень успешности учебной деятельности часто определяется уровнем развития интеллекта, который коррелирует лишь с объемом накопленных знаний и способностями репродуктивного мышления.
Вместе с тем, задача обучения должна сводиться не только к накоплению знаний, но и к развитию способности мыслить творчески, избавляясь от стереотипов и шаблонов. В.Н. Дружинин отмечает, что «способности творческие и репродуктивные представляют собой взаимодополнительные свойства различных психических систем, равно необходимых для жизнедеятельности человека»
Рассматривая учебно-познавательный процесс с такой точки зрения, многие исследователи в области психологии творчества указывают на то, что занятия творчеством являются важным стимулятором познавательной деятельности. Так, Э.А.Голубева делает выводы о том, что склонность к художественным образам коррелирует с успеваемостью по химии», а Т.О. Гордеева использует метод стимуляции словесного и литературного творчества младших школьников с помощью музыкальных фрагментов.
Представляя познавательную сферу в виде устойчивой системы, можно рассматривать творческую деятельность как стимул, влияющий на образование новых связей внутри самой системы и расширяющий возможность ее связей с эмоционально-волевой сферой.
Младший школьный возраст - период интенсивного развития творческих возможностей. Яркость чувств и воображения ребенка, непосредственность восприятия им окружающего мира, активное познание его создают предпосылку для формирования в этот период творческой деятельности. Типичным творчеством раннего возраста является рисование, так как предоставляет ребенку наиболее легко выразить то, что им владеет. С переходом в другую фазу развития, ребенок поднимается на высшую возрастную ступень, и вместе с тем, меняется характер его творчества. На место рисования приходит словесное или литературное творчество. «Само творчество словесное, - отмечает профессор Соловьев, - ведет свое начало именно с наступлением половой зрелости. Ведь нужен достаточный запас личных переживаний, жизненный опыт, умение анализировать отношения между людьми, чтобы создавать в слове нечто свое»
Ближе всего к детскому литературному творчеству стоит детское театральное творчество или драматизация.
Театральное творчество играет важную роль в формировании личности особенно в подростковый период. В этот сложный и ответственный период становления личности закладываются основы нравственности, черты характера, манеры и формы поведения.
Постепенное принятие себя на эмоциональном уровне является у подростка основным фактором, способствующим развитию позитивной «Я-концепции» и формированию адекватной самооценки, подразумевающей оценку себя, своей деятельности, своего положения в группе и своего отношения к другим членам группы. Переходный возраст стимулирует и активизирует творческие потенции. Эффективным способом повышения самоуважения является включение подростка в такую деятельность, в которой он сможет проявить себя.
Поскольку школьная программа строго регламентирована, детское и юношеское творчество полнее и ярче проявляется вне класса, например в кружках и отдельных группах, где творчество может сохранять свободные, игровые формы.
В связи с этим, предлагается принципиально новый подход к интеграции основного и дополнительного образования в рамках школы, где внеурочная занятость учащихся будет направлена не только на овладение дополнительными навыками, умениями и знаниями, а поможет развить познавательную и эмоционально-волевую сферы в процессе творческой деятельности, учитывая и развивая личностные качества и способности каждого ученика.
Часть. 2. Этапы реализации
2.1. Психодиагностика личностных свойств учащегося
Используются проективные тестовые методики «Дом-дерево-человек», «Несуществующее животное», «свободные рисунок», «психологический автопортрет» с целью выявления симпотомокомплексов, нуждающихся в коррекции.
2.2. Диагностика общих и творческих способностей
Тестовые методики для диагностики общих способностей: 4-й лишний -предметный вариант, последовательность событий, дополнение фраз, классификация фигур; для диагностики творческих способностей: тесты творческого мышления Торренса (вербальная, изобразительная и звуковая батареи)
Пункты 2.1 и 2.2. реализует школьный психолог.
2.3. Комплекс специальных упражнений и игр, направленных на развитие воображения, восприятия, мышления, памяти, речи.
2.3.1 упражнения на развитие мышления и речи
- найти «сходство и различие»
молоко и вода, самолет и поезд, картина и фотография, утро и вечер, упрямство и настойчивость и т.д.
- «что нового?» необычные свойства предметов:
полиэтиленовая крышка, гвозди, пенопласт, мороженое и т.д.
- исключение лишнего слова - найти как можно больше вариантов
собака, помидор, солнце (круглые, неодушевленные и т.д.)
- расположить понятия от более частным к более общим
яблоко, растение, дерево, плодовое дерево, цветковое растение
число, дробь, натуральная дробь, неправильная дробь
согласная буква, знак азбуки, буква Д, буква
природное явление, землетрясение в Японии, стихийное бедствие
фигура, квадрат, плоскостная фигура, прямоугольник
- поиск аналогов: называется предмет или явление, напр. «вертолет», назвать как можно больше аналогов-предметов, сходных с ним по разным существенным признакам
птица и бабочка (летают и садятся)
автобус и поезд (транспортные средства)
- различные способы применения предметов
газета, спичечный коробок и т.д.
- выражение мысли другими словами
напр. «нынешнее лето будет очень теплым»
«весной в душе рождается надежда»
несколько вариантов передачи этой мысли другими словами (представить, что эти слова исчезли из языка)
- построение причинно-следственных связей
назвать причины необычного факта или ситуации
напр. «вернувшись из магазина, вы обнаружили, что дверь вашей квартиры распахнута»...
- заменить заголовки в журнале на более образные, не забывая о сути
- установить связь между двумя событиями с помощью причинной цепочки (рассказа)
«в доме перегорели пробки...»
«плывущая по реке роза приблизилась к берегу...»
- дать предмету или явлению точное определение, включающее все его существенные признаки
напр. полоска, вывеска и т.д.
- поиск общего: назвать как можно больше общих признаков
лодка-кастрюля
- составить рассказ с использованием заданных слов
каша, статуя, балкон
- составить 10 предложений с каждым набором слов
звезда, облако, книга
ключ, серьги, улыбка
счастье, стихи, танец
солнце, телеграмма, сахар
моряк, зеркало, орехи
спор, вечер, магазин
лошадь, поле, город
- написать предложения из 4 слов, в которых каждое слово начинается с указанной буквы, напр. Б.у.ж.б
(Бесполезно убивать желтых букашек.
Билеты унесла жена булочника)
- поиск аналогий: завершить метафору «жизнь подобна конфете:...»
- выделение существенных признаков понятия
напр. «спорт» (тренировка, спортсмен, оркестр, трибуны...)
- интерпретация сравнения: написать несколько вариантов окончания предложения, начинающегося со сравнения
напр. «женская красота подобна осени, она...»
(...проходит прежде чем может быть полностью оценена)
«зеркало сверкало в лунную ночь, как...»
- перечень следствия событий
напр. написать следствия этого события
«охотник поднял ружье и выстрелил в воздух»
- поиск соединительных звеньев: задаются два предмета, найти предметы, служащие переходными мостиками от 1 ко 2
напр. лопата-автомобиль
- метод словесных ассоциаций: существительное-прилагательное, существительное – глагол
30-50 слов
Напр. стол-комната, качается, большой
космос, полководец, граница, виртуоз, фантазия, свобода и т.д.
Продолжение читайте далее в части № 2.