Главная | Регистрация | Вход | RSSСр, 27.11.2024, 23:37

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная             школа №336

Меню сайта
Категории раздела
Поздравления [6]
Поздравления
Полезная информация [2]
Объявления [48]
Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0
Форма входа

Развитие познавательных способностей учащихся начальной школы. Часть 1.

                                                   
Развитие познавательных способностей
учащихся начальной школы
Практическое руководство для психологов и педагогов
Халапова Л.Д.  
педагог-психолог ГОУ СОШ № 336
                                                                                                                                              

Часть 1.


Методическая разработка предназначена для психологов и педагогов, занимающихся проблемами детского творчества и развитием общих и специальных способностей. Может быть использована в комплексе коррекционно-развивающих программ для учащихся начальной школы средних общеобразовательных учреждений.

 

Введение

Задача развития способностей  у детей обусловлена требованиями всестороннего развития личности.

Развитие способностей возможно лишь путем специального обучения. Способности включают в себя такие психические свойства личности, которые в огромной мере зависят от знаний, умений, навыков. И чем раньше они обнаружены, тем больше возможностей для их развития. Способности не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития.

Источником развития и  формирования способностей является деятельность. Успешность ее выполнения зависит не от какой-либо одной, а от сочетания различных способностей.

Детское творчество включает в себя различные формы, позволяющие ребенку определить свои склонности и тем самым выявить способности к таким видам деятельности, как изобразительное творчество, словесное и литературное творчество, театральное творчество или драматизация.

Детское творчество может стимулироваться и направляться извне.

Психологи установили целый ряд приемов, служащих одной цели - экспериментально вызвать творческую реакцию ребенка. Для этого даются определенные задания или темы, предлагается ряд впечатлений: музыкальных, живописных, чтобы вызвать у детей желание творить.

Цель работы состоит в  психологическом сопровождении образовательного пространства  на основе развития познавательных процессов, творческих способностей, коррекции личностных свойств, способствующих самореализации личности учащихся.

 

Задачи:

1. Поэтапное развитие познавательных процессов:  воображения, восприятия, мышления, речи с постепенным привлечением детей к изобразительному, словесно-литературному, техническому, театральному творчеству.

2.    Коррекция личностных свойств, снятие симптомокомплексов, развитие волевой и мотивационной сфер посредством драматизации.

Этапы реализации поставленных задач:

1.психодиагностика личностных свойств учащегося

2. диагностика общих и творческих способностей

3. включение в программу дополнительного образования комплекса специальных упражнений и игр, направленных на развитие воображения, восприятия, мышления, речи.

4. психокоррекция личностных свойств посредством драматизации, т.е. вовлечение учащегося с наличием симптомокомплексов в театральную деятельность.

Часть 1. Развитие творческих способностей в общеобразовательной школе

Большинство учебных программ отечественной школы делают упор на развитие конвергентного, а не дивергентного (продуктивного) мышления, что скорее «сужает мыслительное поле, а не расширяет его» (5). Соответственно и уровень успешности учебной деятельности часто определяется уровнем развития интеллекта, который коррелирует лишь с объемом накопленных знаний и способностями репродуктивного мышления.

Вместе с тем, задача обучения должна сводиться не только к накоплению знаний, но и к развитию способности мыслить творчески, избавляясь от стереотипов и шаблонов. В.Н. Дружинин отмечает, что «способности творческие и репродуктивные представляют собой взаимодополнительные свойства различных психических систем, равно необходимых для жизнедеятельности человека»

Рассматривая учебно-познавательный процесс с такой точки зрения, многие исследователи в области психологии творчества указывают на то, что занятия творчеством являются важным стимулятором познавательной деятельности. Так, Э.А.Голубева делает выводы о том, что склонность к художественным образам коррелирует с успеваемостью по химии», а Т.О. Гордеева  использует метод стимуляции словесного и литературного творчества младших школьников с помощью музыкальных фрагментов.

Представляя познавательную сферу в виде устойчивой системы, можно рассматривать творческую деятельность как стимул, влияющий на образование новых связей внутри самой системы и расширяющий возможность ее связей с эмоционально-волевой сферой.

Младший школьный возраст - период интенсивного развития творческих возможностей. Яркость чувств и воображения ребенка, непосредственность восприятия им окружающего мира, активное познание его создают предпосылку для формирования в этот период творческой деятельности. Типичным творчеством раннего возраста является рисование, так как предоставляет ребенку наиболее легко выразить то, что им владеет. С переходом в другую фазу развития, ребенок поднимается на высшую возрастную ступень, и вместе с тем, меняется характер его творчества. На место рисования приходит словесное или литературное творчество. «Само творчество словесное, - отмечает профессор Соловьев, - ведет свое начало именно с наступлением половой зрелости. Ведь нужен достаточный запас  личных переживаний, жизненный опыт, умение анализировать отношения между людьми, чтобы создавать в слове нечто свое»

Ближе всего к детскому литературному творчеству стоит детское театральное творчество или драматизация.

Театральное творчество играет важную роль в формировании личности особенно в подростковый период. В этот сложный и ответственный период становления личности закладываются основы нравственности, черты характера, манеры и формы поведения.

Постепенное принятие себя на эмоциональном уровне является у подростка  основным фактором, способствующим развитию позитивной «Я-концепции» и формированию адекватной самооценки, подразумевающей оценку себя, своей деятельности, своего положения в группе и своего отношения к другим членам группы. Переходный возраст стимулирует и активизирует творческие потенции. Эффективным способом повышения самоуважения является включение подростка в такую деятельность, в которой он сможет проявить себя.

Поскольку школьная программа строго регламентирована, детское и юношеское творчество полнее и ярче проявляется вне класса, например в кружках и отдельных группах, где творчество может сохранять свободные, игровые формы.

В связи с этим,  предлагается  принципиально новый подход к интеграции основного и дополнительного образования в рамках школы, где внеурочная занятость учащихся будет направлена не только на овладение дополнительными навыками, умениями и знаниями, а поможет развить познавательную и эмоционально-волевую сферы в процессе творческой деятельности, учитывая и развивая личностные качества и способности каждого ученика.

 

 

Часть. 2. Этапы реализации

2.1. Психодиагностика личностных свойств учащегося

Используются проективные тестовые методики «Дом-дерево-человек», «Несуществующее животное», «свободные рисунок», «психологический автопортрет» с целью выявления симпотомокомплексов, нуждающихся в коррекции.

2.2. Диагностика общих и творческих способностей

Тестовые методики для диагностики общих способностей: 4-й лишний -предметный вариант, последовательность событий, дополнение фраз, классификация фигур; для диагностики творческих способностей: тесты творческого мышления Торренса (вербальная, изобразительная и звуковая батареи)

Пункты 2.1 и 2.2. реализует школьный психолог.

2.3. Комплекс специальных упражнений и игр, направленных на развитие воображения, восприятия, мышления, памяти, речи.

2.3.1 упражнения на развитие мышления и речи

-  найти «сходство и различие»

молоко и вода, самолет и поезд, картина и фотография, утро и вечер, упрямство и настойчивость  и т.д.

 

-   «что нового?» необычные свойства предметов:

полиэтиленовая крышка, гвозди, пенопласт, мороженое и т.д.

 

-   исключение лишнего слова - найти как можно больше вариантов

собака, помидор, солнце (круглые,  неодушевленные и т.д.)

-   расположить понятия  от более частным к более общим

яблоко, растение, дерево, плодовое дерево, цветковое растение

число, дробь, натуральная дробь, неправильная дробь

согласная буква, знак азбуки, буква Д, буква

природное явление, землетрясение в Японии, стихийное бедствие

фигура, квадрат, плоскостная фигура, прямоугольник

 

-   поиск аналогов: называется предмет или явление, напр. «вертолет», назвать как можно больше аналогов-предметов, сходных с ним по разным существенным признакам

птица и бабочка (летают и садятся)

автобус и поезд (транспортные средства)

 

-   различные способы применения предметов

газета, спичечный коробок и т.д.

 

-   выражение мысли другими словами

напр. «нынешнее лето будет очень теплым»

«весной в душе рождается надежда»

несколько вариантов передачи этой мысли другими словами (представить, что эти слова исчезли из языка)

 

-   построение причинно-следственных связей

назвать причины необычного факта или ситуации

напр. «вернувшись из магазина, вы обнаружили, что дверь вашей квартиры распахнута»...

 

-  заменить заголовки в журнале на более образные, не забывая о сути

-   установить связь между двумя событиями с помощью причинной цепочки (рассказа)

«в доме перегорели пробки...»

«плывущая по реке роза приблизилась к берегу...»

 

-   дать предмету или явлению точное определение, включающее все его существенные признаки

напр. полоска, вывеска и т.д.

 

-   поиск общего: назвать как можно больше общих признаков

лодка-кастрюля

 

-   составить рассказ с использованием заданных слов

каша, статуя, балкон

 

-   составить 10 предложений с каждым набором слов

звезда, облако, книга

ключ, серьги, улыбка

счастье, стихи, танец

солнце, телеграмма, сахар

моряк, зеркало, орехи

спор, вечер, магазин

лошадь, поле, город

 

-   написать предложения из 4 слов, в которых  каждое слово начинается с указанной буквы, напр. Б.у.ж.б

(Бесполезно убивать желтых букашек.

Билеты унесла жена булочника)

-   поиск аналогий: завершить метафору «жизнь подобна конфете:...»

 

-   выделение существенных признаков понятия

напр. «спорт» (тренировка, спортсмен, оркестр, трибуны...)

 

-   интерпретация сравнения: написать несколько вариантов окончания предложения, начинающегося со сравнения

напр. «женская красота подобна осени, она...»

(...проходит прежде чем может быть полностью оценена)

«зеркало сверкало в лунную ночь, как...»

 

-   перечень следствия событий

напр. написать следствия этого события

«охотник поднял ружье и выстрелил в воздух»

 

-   поиск соединительных звеньев: задаются два предмета, найти предметы, служащие переходными мостиками от 1 ко 2

напр. лопата-автомобиль

 

-   метод словесных ассоциаций: существительное-прилагательное, существительное – глагол

30-50 слов

Напр. стол-комната, качается, большой

космос, полководец, граница, виртуоз, фантазия, свобода и т.д.

                                                                                                                                                                                                 Продолжение читайте далее в части № 2.
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Архив записей

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz