Главная | Регистрация | Вход | RSSПн, 06.05.2024, 01:28

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная             школа №336

Меню сайта
Категории раздела
Поздравления [6]
Поздравления
Полезная информация [2]
Объявления [48]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА. Музей как феномен культуры и средство образования. Часть 3.

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА

Музей-лаборатория ГБОУ СОШ №336 города Москвы

«Русская национальная традиция»

«Музей как феномен культуры и средство образования»

Уланова Людмила Сергеевна

учитель истории и обществознания,

руководитель музея- лаборатории

 2012г.


Часть 3


3. Музейные уроки.

      В музейной педагогике большое внимание уделяется методике уроков для школьников. Урок в музее (в экспозиции или фондах) организуется с целью приобретения учащимися знаний по определённой учебной программе или же с целью закрепления и углубления знаний, полученных на уроке в классе. При этом музейный предмет выступает не как иллюстрация к приобретённым знаниям, а как непосредственный источник знания. Эффективность проведения урока в музее определяется специфической для музея средой, способствующей формированию у учащихся новых представлений и понятий, а также систематизации и расширению знаний, имевшихся ранее. С наибольшей отдачей, как правило, проходят занятия по закреплению уже пройденного ранее материала.

      Неординарность ситуации учебного процесса (музейная среда) стимулирует не только познавательные интересы учащихся, но и способствует всестороннему их развитию. Большое значение имеет феномен узнавания – подкрепление имевшихся знаний о предметах декоративного искусства осмотром самих подлинников, что превращает абстрактные знания в конкретные.

      Урок в музее активизирует в равной степени и сильных, и слабых учеников, так как создаёт возможность индивидуального подхода к различному уровню восприятия музейной информации.

      Последовательное проведение цикла уроков в музее под руководством учителя воспитывает музейную культуру у учащихся.  

      Для удобства проведения музейных уроков школьный музей должен по возможности иметь свою учебную или рабочую площадку, т.е. помещение, где, соприкасаясь непосредственно с предметной средой, можно было бы проводить занятия с учащимися.

      В нашем музее учебное пространство размещается в музейной экспозиции. В центре музейной комнаты стоят удобные столы и скамейки, за которые свободно усаживается класс из 25-30 учеников (по принципу дореволюционной сельской школы). Такое решение создаёт атмосферу домашнего уюта и гармонии (в сочетании с предметами декоративно-прикладного искусства) и стимулирует творческое вдохновение учащихся. Уроки, проводимые в музее, как показала практика, дают больший эффект, чем те, что проводятся в обычном классе.           

      Учителя истории, как правило, широко используют экспозицию домашней утвари, предметы обихода, орудия труда, коллекции предметов культа, мужскую и женскую одежду для раскрытия разных сторон жизни наших предков на уроках по культуре и быту русского народа.

      На уроках биологии изучается экология русского дома, рассматриваются различные предметы, предназначенные для хранения  и переработки продуктов питания, изучаются свойства целебных трав, которые использовались для лечения болезней.

      На уроках технологии учащиеся знакомятся с техникой шитья, вязания, кружевоплетения используя для этого образцы представленных в музее  женских и мужских костюмов, рушники, ширинки, домотканые ткани, кружевные изделия и вышивки. Девочки могут не только рассмотреть экспонаты, но и попробовать работать на прялке, растолочь зерно в ступе или пройтись с коромыслом.

      На уроках музыки прослушивается звучание подлинных народных музыкальных инструментов: свистулек, дудочек, балалайки, гармошки и т.д.

      Преподаватели литературы легко и красочно доносят содержание народной сказки. Учителя начальных классов проводят уроки «Русская изба», где детально изучают внутренний интерьер и убранство крестьянского жилища. Классные руководители проводят классные часы, посвященные традиционным народным праздникам и именинам.

      Наиболее часто в музее проводятся уроки изобразительного искусства. Здесь значение музея неоценимо. Учащиеся имеют возможность не только любоваться подлинными произведениями декоративно-прикладного искусства своего народа, но и делать наброски и фотографии для использования их в своём творчестве. Выбор методов и приёмов, используемых на уроке, определяется целями и задачами урока, типом отобранных предметов, учётом способностей, навыков и умений учащихся.

      Особое значение в музейной педагогике отводится работе с индивидуальными письменными заданиями, так как она направлена на развитие самостоятельной деятельности учащихся. Задания разрабатываются музейным педагогом на основе музейной экспозиции с учётом требований учебного плана, методических рекомендаций и материала учебника, планов кружковой работы.

      Эта форма организации работы с учащимися предполагает выполнение определённых последовательных операций в экспозиции музея посредством изучения музейных предметов и других экспозиционных материалов для решения основной задачи, сформулированной в задании.

      Задания в зависимости от отобранных типов источников, входящих в экспозицию, могут заключаться в следующем:

-          описание, зарисовка экспонатов, характеристика их назначения, стиля, техники изготовления, эволюции форм и техники; выявление на основе сравнительного анализа предметов и вещей, характеризующих быт разных классов и слоёв, взаимосвязей между условиями труда и образом жизни;

-          интерпретация изобразительных источников, составление на этой основе образных рядов по различным темам;

-          зарисовки и критический разбор экспозиционного комплекса;

-          прочтение научно-вспомогательного материала и использование его в характеристике музейного предмета.

      Письменные задания могут выполняться индивидуально, а также небольшими группами (3-5 человек). Результатом выполнения заданий могут быть небольшие сообщения учащихся перед классом, доклады на конференциях, обобщающих уроках, сочинения.

4. Кружковая и клубная работа.

     Для приобщения детей к народному искусству необходима комплексная система работы. Для этого недостаточно только тех знаний и умений, которые дети получают в соответствии с учебными программами на уроках. Необходима хорошо поставленная кружковая работа. В нашем музее работают разнообразные кружки по обучению учащихся 1-11 классов декоративно-прикладному искусству: вышивке, пошиву русских народных костюмов, кружевоплетению, росписи и резьбе по дереву, изготовлению художественных изделий из керамики, дерева, и другим видам художественной деятельности. Фольклорно-этнографические кружки позволяют учащимся приобщиться к традициям и обычаям русского народа, развить свои музыкальные и драматические способности. Опыт показал, что работа примузейных кружков способствует не только сохранению богатства и традиций народного искусства, но и его развитию.

      Кружок представляет собой небольшую группу детей, объединённых по интересам и работающих под руководством музейного педагога (преподавателя ИЗО, кружковода). Основой работы кружков при музее являются музейные коллекции и связанные с ними разные виды музейной работы. Наиболее распространённые направления кружков следующие:

-          кружки искусствоведческого профиля, изучающие историю развития того или иного вида декоративно-прикладного искусства (кружковцы делают сообщения на заседаниях кружка) и организующие тематические выставки;

-          кружки фольклорно-этнографического профиля, изучающие музыкальную, устную, танцевальную русскую традицию, обычаи, традиции, организующие народные праздники в школе;

-          кружки источниковедческого профиля, занимающиеся созданием музейных коллекций (по отраслям материальной культуры, по народным промыслам, по видам декоративного искусства) и изучающие методику и технику этой работы;

-          кружки музееведческого профиля, которые готовят юных экскурсоводов по музею; следопытов-собирателей, которые участвуют в этнографических экспедициях музея и осваивают приёмы определения и описания музейных предметов, а также  организуют самостоятельные сборы предметов быта с последующей их передачей в музей;

-          кружки художественно-технического профиля, использующие музейные коллекции для занятий рисованием, лепкой, различными областями декоративно-прикладного искусства, моделирования и разрабатывающие проекты оформления своего школьного музея.

      В работе любого кружка познавательные элементы сочетаются с художественными: ребята делают зарисовки музейных предметов; изготавливают декоративные изделия и предметы, характерные для народного промысла данного региона; мастерят реквизит для школьных спектаклей; рисуют декорации.  

      Создание при музее целого ряда кружков художественного творчества позволит дать необходимые технические знания, развить трудовые умения и навыки, т.е. осуществить психологическую и практическую подготовку учащихся к труду, к выбору наиболее одарёнными детьми своей будущей профессии. В настоящее время разработано несколько содержательных учебных программ обучения учащихся изготовлению изделий художественного ремесла и народных промыслов, которые можно успешно использовать в организации кружковой работы при музее.

      При планировании работы кружков художественно- технического творчества необходимо включить в тематическое планирование не только осваивание отдельных приёмов выполнения изделий, но и выполнение художественных изделий для музея, участие в подготовке и проведении выставок для сменяемых музейных экспозиций, изготовление сувенирной продукции для посетителей музея, а также проектную деятельность.

      Суть проектной деятельности в кружковой работе состоит в том, что учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов, имеющих не только познавательную, но и практическую ценность. Учебный проект должен быть ориентирован на новизну, а работа над ним - эмоционально-привлекательной, т.е. давать возможность каждому ученику отбирать те виды деятельности, которые адекватны его способностям.       

      Проектный метод предполагает: выбор темы деятельности учеников совместно с учителем, продумывание, планирование и распределение видов деятельности между участниками проекта, оценку результативности на каждом отдельном этапе работы над проектом, выполнение и представление проекта на публичное обсуждение.

      Для обучения основам художественного ремесла можно использовать часы, отведённые учебным планом не только на кружковую работу, но и на общественно полезный труд и трудовую практику.

      При оборудовании помещений для занятий кружков необходимо обеспечить охрану труда, технику безопасности, предусмотреть вопросы производственной санитарии и личной гигиены.  

      На базе музея школы работают кружки: «Лоскуток в быту крестьянки» (лоскутная техника); «Мастерица» (конструирование и пошив женских губернских костюмов); «Живая ниточка» (вязание); «Волшебные узоры» (вышивка); «Золотые руки» (резьба по дереву); «Писанка» (роспись по дереву); «Забавушка» (изготовление народных кукол и игрушек); «Славяночка» (подготовка и проведение русских традиционных праздников); «Летописец» (изучение русской словесности и подготовка для музея экскурсоводов).

Клубная работа

      В отличие от кружка клуб является самодеятельной общественной организацией, члены которой объединены общими интересами в избранной ими области знания. Члены клуба ведут связанную с его профилем поисковую работу, делают доклады, проводят дискуссии, обмен опытом, организуют встречи с деятелями искусства и культуры.

      Участники клуба устанавливают наиболее удобную для них форму организации (деление на секции, создание приклубных кружков и пр.). Деятельностью клуба обычно руководит избранный его членами Совет. В Совет клуба входят научные сотрудники музея, в первую очередь музейные педагоги. Они являются постоянными консультантами и руководителями приклубных кружков. На регулярно созываемых общих собраниях обсуждаются планы работы, отчёты секций и кружков.

      По тематике и содержанию можно выделить четыре группы примузейных клубов:

1- клубы с широкой программой общеобразовательного, общекультурного характера.

2- клубы, посвящённые отдельным видам декоративно-прикладного искусства («Клуб собирателей русского народного костюма»).

3- клубы юных музееведов, которые знакомят членов с методикой музейной работы и участвуют в практической деятельности музея декоративно-прикладного искусства.

4- клубы коллекционеров изделий художественных промыслов, народных игрушек, предметов быта – самоваров, утюгов, посуды и т.д. Эти клубы обычно помогают при комплектовании музейных фондов.

      Музей предоставляет своим клубам помещения, необходимое оборудование, постоянную профессиональную консультацию, снабжает литературой, разрешает работу с музейными фондами, организует выставки собранных любителями коллекций.    

 

5. Мастер-классы.

      Очень оживляет и привлекает учеников к работе музея такой вид художественной деятельности, как проведение мастер-классов по различным видам декоративно-прикладного искусства и народному музыкальному и устному творчеству. 

      Основная цель таких мастер-классов – развить у школьников способности к самостоятельному творчеству, научить их понимать утилитарные и эстетические начала декоративных искусств, обучить желающих важнейшим приёмам и способам изготовления изделий декоративно-прикладного искусства.  

      Мастер-классы проводят учителя изобразительного искусства,  кружководы кружков декоративно-прикладного искусства и руководители фольклорных групп. Они разрабатывают программы и определяют время обучения.

      Основные критерии проведения мастер-классов:

- доступность (приглашаются все желающие);

- открытость (за работой может наблюдать любой желающий); - 

- посильность (учитывается возраст и художественная подготовка школьника).

Формы работы:

«Мастер-класс» - на глазах у зрителей создаётся произведение или эскиз произведения с необходимыми комментариями автора, разучивается народная песня или танец, готовится то или иное национальное блюдо и т.п.;

Пробный урок – проводятся занятия с начинающими;

Показательный урок – демонстрация учебного занятия для всех желающих.

      Занятия лучше всего проводить в рекреации перед входом в  музей (расставить столы и стулья, разложить всё необходимое для занятий для всех желающих). Как показывает практика, такие  занятия привлекают достаточно большую детскую аудиторию, которая становится или участниками творческого процесса, или просто зрителями, что в свою очередь тоже является очень полезным делом в художественном воспитании школьников. Та часть детской аудитории, которая попробовала себя в  творчестве и ей захотелось продолжить своё образование, записывается в соответствующий кружок по ДПИ и начинает посещать занятия.

6. Музейные олимпиады и конкурсы.

      Разнообразные формы работы музея с ребятами способствуют созданию контингента постоянных посетителей музея. Для них проводятся соревнования – олимпиады, конкурсы юных музееведов. Музейные олимпиады и конкурсы способствуют не только приобретению новых знаний, умению самостоятельно мыслить, но и приобщают участников к работе музея.

      Задания даются только по музейным материалам. Дать оценку, рассказать о каком либо музейном экспонате или экспозиции, проанализировать внешний вид (провести атрибуцию), охарактеризовать отдельные виды декоративного искусства на примерах музейной экспозиции и т.п. – таков приблизительный перечень олимпиадных заданий.

      Участники олимпиады докладывают в устной или письменной форме результаты своей работы членам жюри, лучшие получают награды.

7. Лекции и тематические вечера.

      Распространённой формой образовательной и воспитательной работы музея, охватывающей многочисленную аудиторию, являются тематические лекции. Они организуются в помещении музея или в актовом зале школы.

      На лекциях, проводимых музеем, широко используется демонстрация музейных предметов. Лекции могут сопровождаться показом диапозитивов, фотографий, видеофильмов, презентаций при помощи специальной аппаратуры.   

      В отличие от экскурсий, содержание которых ограничено рамками экспозиции, выставки, тематика лекций более разнообразна и широка. Так, например, в 2005-2006 учебном году при музее был прочитан цикл лекций по теме «Основы русской этнографии»: 

1.  «Русское народное искусство»

2.  «Крестьянское подворье»

3.  «Хоромный наряд»

4.  «Женский губернский костюм»

5.  «Русский мужской костюм»

6.  «Русский фольклор»

7.  «Русские обряды и праздники»

8.  «Народные игры и танцы»

      Такие циклы лекций вместе с популяризацией памятников искусства содействуют распространению знаний, добытых музеем в процессе научно-исследовательской работы.

      Учебные лекции, разовые и цикловые, проводятся обычно для учащихся в течение учебного года и особенно перед экзаменами по Мировой художественной культуре и другим предметам искусствоведческого плана.

8. Научно-просветительные и массовые мероприятия музея.

      В настоящее время распространение получили «музейные праздники» с разнообразной программой. В нашем музее регулярно в течении года проводятся праздники «Русской национальной традиции». Они организуются в связи с памятными датами православного календаря, юбилеями и событиями местного значения.

      Праздники могут включать выступления детских самодеятельных коллективов народных песен и танцев (фольклорные праздники), шествия («Коляда», «Свадебный поезд») и гулянья в народных костюмах («Масленица», «Пасха», «Иван Купала»), театральные постановки (русские сказки), народные игры (катанья с горок, взятие снежного городка и т.д.), застолья (званые обеды, чаепития, именины).

      Активное участие в организации этих праздников принимает школьный музей, его кружки и клубы, весь актив. Музей помогает сшить стилизованные русские костюмы, изготовить реквизит и декорации, оформить залы и помещения школы (пришкольный участок, если праздник проводится на улице) в русском стиле (узоры, солярные знаки, символы, орнаменты и т.д.). Хорошо организованный и оформленный праздник способствует популяризации музейной деятельности и помогает приобщить школьников к многогранной русской культуре.

      В нашей школе с большим успехом прошли праздники русской национальной традиции: «Женский губернский народный костюм» (показ), «Во поле берёза стояла» (праздник русской песни и танца), «Жили-были…» (праздник русской сказки), «Пир на весь мир» (русская национальная кухня), «За пирок, да за свадебку»» (русский свадебный обряд), «Широкая Масленица», «Коляда», «Каравай» (именинные праздники) и т.п.

      Подводя итог всему вышесказанному, хочется отметить, что музейная деятельность (музейная технология) является одним из перспективных направлений работы школы. Она помогает успешно решать образовательные и воспитательные задачи в школе и    объединяет весь коллектив школы (педагогов и учеников) в работе над проектами русских праздников.    

Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz