Главная | Регистрация | Вход | RSSПн, 06.05.2024, 10:20

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная             школа №336

Меню сайта
Категории раздела
Поздравления [6]
Поздравления
Полезная информация [2]
Объявления [48]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА. Музей как феномен культуры и средство образования. Часть 1.

   МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА

Музей-лаборатория ГБОУ СОШ №336 города Москвы

«Русская национальная традиция»

«Музей как феномен культуры и средство образования»

Уланова Людмила Сергеевна

учитель истории и обществознания,

руководитель музея- лаборатории

 2012г.


Часть 1


СОДЕРЖАНИЕ

1.     Содержание экспозиций..............................3

2.     Направления работы музея-лаборатории...............5

3.     Стратегия развития музея-лаборатории «Русская
   национальная традиция..............................10

4.     Музейная педагогика ...............................12

1)     Выставочная деятельность музея ...............14

2)     Экскурсионная работа..........................17

3)     Музейные уроки................................22

4)     Кружковая и клубная работа....................25

5)     Мастер-классы.................................29

6)     Музейные олимпиады и конкурсы.................30

7)     Лекции и тематические вечера .................30

8)     Научно-просветительные и массовые мероприятия

    музея ........................................31

                    


СОДЕРЖАНИЕ ЭКСПОЗИЦИЙ

 

      Современная парадигма образования считает своей главной целью формирование разносторонне развитой, творческой личности, способной реализовать свой потенциал в динамичных социально-экономических условиях как в собственных  жизненных интересах, так и в интересах общества. Главное состоит не только и не столько в том, чтобы передать подрастающему поколению сумму основополагающих знаний и навыков, сколько привить им любовь к образованию, научить методике и системе обучения, приобретения, хранения и оптимального использования новых знаний.

      Музей в этом смысле - прекрасное средство решения этой задачи, т.к. является не только посредником между прошлой и будущей жизнью, но и  проводником истинной культуры и достижений человечества. Кроме того, музейная деятельность, как показывает практика, облегчает переход от педагогики знаний, умений и навыков к педагогике развития, создаёт условия для самореализации личности.

      Музей «Русская национальная традиция» открытый в мае 2005 года, стал очень важным звеном в системе дополнительного образования нашей школы и уже два года успешно решает проблему приобщения подрастающего поколения к отечественной истории и культуре в самом широком смысле этого слова.

      В экспозициях музея главным образом отображён уклад жизни крестьян и населения небольших провинциальных городов, сохранивших связь с сельской местностью. Это обусловлено тем, что в России Х1Х – первой четверти ХХ века именно крестьянство было носителем традиционных форм культуры и быта.            

      Экспозиция «Мир русского дома» представлена в музее через воспроизведение внутреннего интерьера крестьянской избы и вещей, которыми люди пользовались в своей повседневной практике. Для достижения исторической достоверности в передаче атмосферы жизни наших предков в экспозиции размещены подлинные предметы старины, изделия народных промыслов, произведения декоративно-прикладного искусства.     

      Вся экспозиция состоит из нескольких частей, которые соответствуют традиционному делению избы на пространства по назначению. 

1 – красный  угол (святой) с божницей и столом. Здесь устраивали семейные трапезы, принимали гостей, читали вслух молитвенники, проводили семейные обряды.

2 – печной угол или бабий угол (по диагонали от красного угла). Здесь женщины готовили еду, мыли посуду, стирали.  

3 – детская и женская половина. Она располагалась от печи до окон и вдоль стены с окнами. В этой части избы обычно играли дети (оформлен детский уголок за печкой), а женщины занимались прядением, ткачеством, шитьём одежды и т.п.

4 – мужская половина избы. Это стена с лавкой от входа в избу до печного угла, где мужчины работали (изготавливали и ремонтировали различную утварь и орудия труда) и передний угол (от дверей до окон), где они отдыхали днём.

      В силу многофункциональности музейного помещения отобразить места для сна не представляется возможным (кроме печи и голбца).

5 – информационная стена (справа от входа). Здесь располагаются напольные витрины, информационные стенды, «Народный календарь» и вертушка с этнографическими материалами. В витринах экспонируются наиболее ценные экспонаты музея (древние иконы, денежные знаки, фотографии, украшения и т.п.).

6 – в центре избы расставлены деревянные столы и скамейки для приёма гостей, работы кружков, лектория и факультативов.

      Интерактивные элементы экспозиции: люлька с «младенцем» и различные игрушки в детском углу; женщина с коромыслом (манекен); женщина прядущая пряжу (манекен); кудахтающая курица с цыплятами под печкой (игрушка); играющей на балалайке старик (манекен), музыкальные инструменты (дудочки, свистульки, трещотки, гармошка и т.д.), сидящие на лавке домовой и кот (игрушки); самовары с баранками (угощение посетителей).

      Вторая экспозиция «Русский женский губернский костюм» включает в себя коллекцию женских губернских костюмов середины Х1Х века подлинных и сшитых ученицами школы по музейным образцам. Костюмы демонстрируются на манекенах и при помощи конструктивных дополнений создают женские образы жительниц разных губерний России. Эта экспозиция размещена по всему периметру выставочного зала и органически переплетается с предметной средой.

 

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ МУЗЕЯ-ЛАБОРАТОРИИ

Цель

      Деятельность музея по сбору, сохранению и использованию историко-культурного и художественного наследия нашего народа в учебно-воспитательном процессе школы.

Задачи:

·         воспитывать у учащихся гражданско-патриотические качества;

·         способствовать сохранению народных обычаев и традиций через праздники, обряды, народное творчество, искусство;

·         познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, домашней утварью, национальными блюдами;

·         прививать интерес к духовной культуре разных народов (толерантность), расширять и укреплять культурные связи между субъектами ВФ и странами СНГ;

·         формировать общечеловеческие, нравственные качества, правила общения между людьми;

·         воспитывать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки и способную ориентироваться в современном мире;

·         развивать творческие способности детей, научить разным доступным детям ремёслам;

·         дать возможность детям самим познавать и исследовать прошлое и анализировать настоящее, способствовать развитию навыков поисковой и научно-исследовательской деятельности;

·         распространять знания, полученные в результате поисково-исследовательской работы среди учителей, учащихся, родителей;

·         налаживать сотрудничество с мастерами декоративно-прикладного искусства, народными промыслами края, творческими мастерскими, музеями декоративно-прикладного искусства, архивами, библиотеками, фольклорными коллективами и т.д.;

·         приобщать родителей к музейной деятельности.

Содержание работы:

1.     Поисково-краеведческая работа.

- Сбор предметов старинного быта, одежды, изделий связанных с народным творчеством, ремёслами, документов, фотографий. 

- Изготовление стендов, стеллажей, витрин, макетов предметов домашнего обихода, различных видов народной одежды, плакатов, схем.

2. Научно-исследовательская и воспитательно-пропагандистская деятельность.

- Запись информации, связанной с историей создания или средой бытования различных предметов и произведений декоративно-прикладного искусства, описание одежды, обуви, орудий труда и других предметов, составляющих экспозицию музея, составление тематических картотек.

- Организация экспедиций по субъектам РФ с целью пополнения экспозиции музея старинными вещами и предметами быта.

- Пополнение фондов музея: фонд подлинных предметов декоративно-прикладного искусства и ремесла, фонд предметов детского творчества, систематизация и сохранение их.

  - Сбор необходимых материалов по декоративно-прикладному 

  искусству и народным промыслам, изучение научной литературы и 

  других источников по данному вопросу.

- Собирание произведений фольклора: народных песен, частушек, пословиц, поговорок, сказок, загадок.

- Запись народных праздников, обычаев, обрядов, суеверий.

  - Использование памятников материальной и духовной культуры в  

  образовательно-воспитательном процессе.

– Создание при музее кружков и лекториев по изучению декоративно-прикладного искусства, традиций и обычаев русского народа.

- Проведение экскурсий, бесед, выставок, мастер-классов - и т.п.  

  - Подготовка и проведение праздников русской национальной 

  традиции.

- Встречи с краеведами, интересными людьми города и района, мастерами народных промыслов и декоративно-прикладного    искусства с целью обмена опытом.

- Творческие отчёты.

- Продолжение издательской деятельности – публикация сценариев   

и методик подготовки и проведения праздников русской     

национальной традиции в средней школе;

  - Проведение просветительской работы в округе – семинары,

  круглые столы, обмен опытом со школьными музеями города.

3. Творчество учащихся, ремесло.

- Привлечение детей к оборудованию музея.

- Изготовление поделок из дерева, глины, соломы, ниток, изготовление образцов разнообразной одежды прошлых веков, роспись по дереву, ткани, изготовление народных игрушек (кукол).

- Проведение выставок, ярмарок с демонстрацией музейных экспонатов и творческих работ детей.

4. Методическая, консультативная работа.

- Семинары, методические консультации для учителей школы и округа по этнографии, декоративно-прикладному искусству и детскому творчеству.

- Индивидуальные консультации по проведению мероприятий по РНТ на базе школьного музея.

- Сбор библиотеки по народной культуре, обычаям, традициям, декоративно-прикладному искусству и народным промыслам, использование её в работе с учениками и учителями.

- Сотрудничество с музеями ДПИ и архивами.

5. Образовательно-воспитательная работа.

- Развитие познавательных интересов и творческих способностей.

- Участие в поисково-исследовательской деятельности (сбор экспонатов, запись истории создания и среды бытования экспонатов музея, составление картотек, творческие работы, экспедиции в деревни и на промыслы, участие в семинарах, научных конференциях).

- Профориентация на творческие профессии, связанные с этнографией, народными промыслами и декоративным искусством.

6. Работа с фондами.

- Заполнение инвентарной книги.

- Составление картотек на музейные предметы.

- Исследование и описание каждого предмета.

- Порядок обработки поступающих художественных памятников и творческих работ учащихся.

7. Требования к оформлению музея:

- доступность;

- ассоциативность;

- наглядность;

- рациональность использования площади;

- интерактивность музейного пространства.

8. Проектируемые результаты работы музея-лаборатории:

- ежегодное пополнение фонда лучшими творческими работами детей и предметами, найденными и подаренными музею;

- проведение выставок новых поступлений;

- участие в профильных выставках и конкурсах района, округа и города; 

- отчёт о проведении экскурсий, праздников русской национальной традиции, семинаров, мастер-классов и других примузейных мероприятий;

9. Аспекты развития музея:

подготовительный

  • Аналитико-диагностическая деятельность музея.
  • Изучение учебных программ школьных предметов с целью их адаптации к музейной практике. 
  • Поиск и коррекция форм и методов работы музея-лаборатории применительно к разным возрастным группам школьников.
  • Изучение и усвоение учителями школы основ музейной педагогики.
  • Определение стратегии и тактики деятельности музея-лаборатории.

практический

  • Апробация и использование в учебно-воспитательном процессе музейных приёмов, методов и технологий с целью развития творческих способностей детей.
  • Включить ребёнка в активную творческую деятельность, позволяющую интегрировать и применять на практике знания, полученные при изучении не только предметов школьного курса, но и дополнительного образования на базе музейной педагогики.

обобщающий

·         Обработка и интерпретация данных.

·         Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами.

·         Определение перспектив и путей дальнейшего развития музея-лаборатории.

                                                                                                                                                                                            Продолжение читайте далее в части № 2.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz