Главная | Регистрация | Вход | RSS | Пн, 06.05.2024, 10:20 |
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа №336 | |
Приветствую Вас Гость |
|
МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА. Музей как феномен культуры и средство образования. Часть 1.МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА Музей-лаборатория ГБОУ СОШ №336 города Москвы «Русская национальная традиция» «Музей как феномен культуры и средство образования» Уланова Людмила Сергеевна учитель истории и обществознания, руководитель музея- лаборатории 2012г. Часть 1 СОДЕРЖАНИЕ
1. Содержание экспозиций..............................3 2. Направления работы музея-лаборатории...............5 3. Стратегия развития музея-лаборатории «Русская национальная традиция..............................10 4. Музейная педагогика ...............................12 1) Выставочная деятельность музея ...............14 2) Экскурсионная работа..........................17 3)
Музейные
уроки................................22 4) Кружковая и клубная работа....................25 5) Мастер-классы.................................29 6) Музейные олимпиады и конкурсы.................30 7) Лекции и тематические вечера .................30 8) Научно-просветительные и массовые мероприятия музея ........................................31 СОДЕРЖАНИЕ ЭКСПОЗИЦИЙ
Современная парадигма образования считает своей главной целью формирование разносторонне развитой, творческой личности, способной реализовать свой потенциал в динамичных социально-экономических условиях как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества. Главное состоит не только и не столько в том, чтобы передать подрастающему поколению сумму основополагающих знаний и навыков, сколько привить им любовь к образованию, научить методике и системе обучения, приобретения, хранения и оптимального использования новых знаний. Музей в этом смысле - прекрасное средство решения этой задачи, т.к. является не только посредником между прошлой и будущей жизнью, но и проводником истинной культуры и достижений человечества. Кроме того, музейная деятельность, как показывает практика, облегчает переход от педагогики знаний, умений и навыков к педагогике развития, создаёт условия для самореализации личности. Музей «Русская национальная традиция» открытый в мае 2005 года, стал очень важным звеном в системе дополнительного образования нашей школы и уже два года успешно решает проблему приобщения подрастающего поколения к отечественной истории и культуре в самом широком смысле этого слова. В экспозициях музея главным образом отображён уклад жизни крестьян и населения небольших провинциальных городов, сохранивших связь с сельской местностью. Это обусловлено тем, что в России Х1Х – первой четверти ХХ века именно крестьянство было носителем традиционных форм культуры и быта. Экспозиция «Мир русского дома» представлена в музее через воспроизведение внутреннего интерьера крестьянской избы и вещей, которыми люди пользовались в своей повседневной практике. Для достижения исторической достоверности в передаче атмосферы жизни наших предков в экспозиции размещены подлинные предметы старины, изделия народных промыслов, произведения декоративно-прикладного искусства. Вся экспозиция состоит из нескольких частей, которые соответствуют традиционному делению избы на пространства по назначению. 1 – красный угол (святой) с божницей и столом. Здесь устраивали семейные трапезы, принимали гостей, читали вслух молитвенники, проводили семейные обряды. 2 – печной угол или бабий угол (по диагонали от красного угла). Здесь женщины готовили еду, мыли посуду, стирали. 3 – детская и женская половина. Она располагалась от печи до окон и вдоль стены с окнами. В этой части избы обычно играли дети (оформлен детский уголок за печкой), а женщины занимались прядением, ткачеством, шитьём одежды и т.п. 4 – мужская половина избы. Это стена с лавкой от входа в избу до печного угла, где мужчины работали (изготавливали и ремонтировали различную утварь и орудия труда) и передний угол (от дверей до окон), где они отдыхали днём. В силу многофункциональности музейного помещения отобразить места для сна не представляется возможным (кроме печи и голбца). 5 – информационная стена (справа от входа). Здесь располагаются напольные витрины, информационные стенды, «Народный календарь» и вертушка с этнографическими материалами. В витринах экспонируются наиболее ценные экспонаты музея (древние иконы, денежные знаки, фотографии, украшения и т.п.). 6 – в центре избы расставлены деревянные столы и скамейки для приёма гостей, работы кружков, лектория и факультативов. Интерактивные элементы экспозиции: люлька с «младенцем» и различные игрушки в детском углу; женщина с коромыслом (манекен); женщина прядущая пряжу (манекен); кудахтающая курица с цыплятами под печкой (игрушка); играющей на балалайке старик (манекен), музыкальные инструменты (дудочки, свистульки, трещотки, гармошка и т.д.), сидящие на лавке домовой и кот (игрушки); самовары с баранками (угощение посетителей). Вторая экспозиция «Русский женский губернский костюм» включает в себя коллекцию женских губернских костюмов середины Х1Х века подлинных и сшитых ученицами школы по музейным образцам. Костюмы демонстрируются на манекенах и при помощи конструктивных дополнений создают женские образы жительниц разных губерний России. Эта экспозиция размещена по всему периметру выставочного зала и органически переплетается с предметной средой.
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ МУЗЕЯ-ЛАБОРАТОРИИ Цель Деятельность музея по сбору, сохранению и использованию историко-культурного и художественного наследия нашего народа в учебно-воспитательном процессе школы. Задачи: · воспитывать у учащихся гражданско-патриотические качества; · способствовать сохранению народных обычаев и традиций через праздники, обряды, народное творчество, искусство; · познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, домашней утварью, национальными блюдами; · прививать интерес к духовной культуре разных народов (толерантность), расширять и укреплять культурные связи между субъектами ВФ и странами СНГ; · формировать общечеловеческие, нравственные качества, правила общения между людьми; · воспитывать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки и способную ориентироваться в современном мире; · развивать творческие способности детей, научить разным доступным детям ремёслам; · дать возможность детям самим познавать и исследовать прошлое и анализировать настоящее, способствовать развитию навыков поисковой и научно-исследовательской деятельности; · распространять знания, полученные в результате поисково-исследовательской работы среди учителей, учащихся, родителей; · налаживать сотрудничество с мастерами декоративно-прикладного искусства, народными промыслами края, творческими мастерскими, музеями декоративно-прикладного искусства, архивами, библиотеками, фольклорными коллективами и т.д.; · приобщать родителей к музейной деятельности. Содержание работы: 1. Поисково-краеведческая работа. - Сбор предметов старинного быта, одежды, изделий связанных с народным творчеством, ремёслами, документов, фотографий. - Изготовление стендов, стеллажей, витрин, макетов предметов домашнего обихода, различных видов народной одежды, плакатов, схем. 2. Научно-исследовательская и воспитательно-пропагандистская деятельность. - Запись информации, связанной с историей создания или средой бытования различных предметов и произведений декоративно-прикладного искусства, описание одежды, обуви, орудий труда и других предметов, составляющих экспозицию музея, составление тематических картотек. - Организация экспедиций по субъектам РФ с целью пополнения экспозиции музея старинными вещами и предметами быта. - Пополнение фондов музея: фонд подлинных предметов декоративно-прикладного искусства и ремесла, фонд предметов детского творчества, систематизация и сохранение их. - Сбор необходимых материалов по декоративно-прикладному искусству и народным промыслам, изучение научной литературы и других источников по данному вопросу. - Собирание произведений фольклора: народных песен, частушек, пословиц, поговорок, сказок, загадок. - Запись народных праздников, обычаев, обрядов, суеверий. - Использование памятников материальной и духовной культуры в образовательно-воспитательном процессе. – Создание при музее кружков и лекториев по изучению декоративно-прикладного искусства, традиций и обычаев русского народа. - Проведение экскурсий, бесед, выставок, мастер-классов - и т.п. - Подготовка и проведение праздников русской национальной традиции. - Встречи с краеведами, интересными людьми города и района, мастерами народных промыслов и декоративно-прикладного искусства с целью обмена опытом. - Творческие отчёты. - Продолжение издательской деятельности – публикация сценариев и методик подготовки и проведения праздников русской национальной традиции в средней школе; - Проведение просветительской работы в округе – семинары, круглые столы, обмен опытом со школьными музеями города. 3. Творчество учащихся, ремесло. - Привлечение детей к оборудованию музея. - Изготовление поделок из дерева, глины, соломы, ниток, изготовление образцов разнообразной одежды прошлых веков, роспись по дереву, ткани, изготовление народных игрушек (кукол). - Проведение выставок, ярмарок с демонстрацией музейных экспонатов и творческих работ детей. 4. Методическая, консультативная работа. - Семинары, методические консультации для учителей школы и округа по этнографии, декоративно-прикладному искусству и детскому творчеству. - Индивидуальные консультации по проведению мероприятий по РНТ на базе школьного музея. - Сбор библиотеки по народной культуре, обычаям, традициям, декоративно-прикладному искусству и народным промыслам, использование её в работе с учениками и учителями. - Сотрудничество с музеями ДПИ и архивами. 5. Образовательно-воспитательная работа. - Развитие познавательных интересов и творческих способностей. - Участие в поисково-исследовательской деятельности (сбор экспонатов, запись истории создания и среды бытования экспонатов музея, составление картотек, творческие работы, экспедиции в деревни и на промыслы, участие в семинарах, научных конференциях). - Профориентация на творческие профессии, связанные с этнографией, народными промыслами и декоративным искусством. 6. Работа с фондами. - Заполнение инвентарной книги. - Составление картотек на музейные предметы. - Исследование и описание каждого предмета. - Порядок обработки поступающих художественных памятников и творческих работ учащихся. 7. Требования к оформлению музея: - доступность; - ассоциативность; - наглядность; - рациональность использования площади; - интерактивность музейного пространства. 8. Проектируемые результаты работы музея-лаборатории: - ежегодное пополнение фонда лучшими творческими работами детей и предметами, найденными и подаренными музею; - проведение выставок новых поступлений; - участие в профильных выставках и конкурсах района, округа и города; - отчёт о проведении экскурсий, праздников русской национальной традиции, семинаров, мастер-классов и других примузейных мероприятий; 9. Аспекты развития музея: подготовительный
практический
обобщающий · Обработка и интерпретация данных. · Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами. · Определение перспектив и путей дальнейшего развития музея-лаборатории. Продолжение читайте далее в части № 2.
|
|
Copyright MyCorp © 2024 |
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz |